В июле годовые темпы инфляции замедлились до 9% против 9,4% в июне, сообщил ЦБ; он решил не менять ставки: при хорошем урожае — а прогноз благоприятен — инфляция продолжит замедляться.

Но ЦБ беспокоится: население стало меньше сберегать и больше тратить — рост депозитов замедляется, а розница растет быстрее доходов. Это может стать как фактором увеличения деловой активности, так и источником дополнительного инфляционного давления, пишет ЦБ.

Резкое замедление инфляции (три недели — ноль, на прошлой неделе — дефляция) — следствие и сезонной дешевизны плодоовощной продукции, и того, что в прошлом году из-за засухи продовольствие сильно подорожало, говорит Максим Петроневич из Центра развития Высшей школы экономики. Но базовый индекс цен (исключает товары и продукты, подверженные сильным сезонным колебаниям и административному регулированию) остается высоким. В 2010 г. с января по июнь общая инфляция [инфляция] составила 4,4%, а базовая — 2%, а в 2011 г. за тот же период — 5 и 3,8%. Годовая общая инфляция с января по июнь замедлялась (с 9,6 до 9,4%), а базовая, наоборот, ускорялась — с 7,2% до 8,4%.

Засуха в прошлом году привела к всплеску инфляции, ее индекс снижается, но остается высоким. Он съедает рост зарплат (в номинале рост даже выше, чем в 2010 г., а в реальном выражении — почти вдвое меньше).

Ставка депозитов ниже инфляции, и с января по июнь они выросли на 4,7%, что вдвое меньше, чем за тот же период 2010 г. Кредиты росли почти вдвое быстрее — 8,7%. А в годовом выражении в июне кредиты увеличились на 22% — против снижения на 3% годом ранее.

Темпы роста розницы за полгода вдвое опередили реальный рост зарплат (5,3 и 2,4%); особенно сильно растет поддерживаемая кредитами непродовольственная розница — на 9,6% за полгода (продовольственная — на 1%).

Инфляционное давление, вызванное ростом потребительского спроса, в IV квартале усилится — из-за традиционно высоких расходов бюджета. И осенью может сложиться парадоксальная ситуация: на фоне замедления инфляции ЦБ будет повышать ставки.

«К августу период низкой сравнительной базы завершится, инфляция снизится до 8,5—8,8% и останется на этом уровне до конца года. В этом случае ЦБ может повысить ставку рефинансирования к концу 2011 г. на 0,5 п. п.», — полагает экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Говоря о дополнительном инфляционном давлении, ЦБ показывает, что не закрывает дверь для повышения ставок, уверен он.

При ускорении роста базовой инфляции ЦБ может пойти на повышение ставки или на иные меры — повышение ставки депозитов, нормы резервирования, предполагает Петроневич.

По консенсус-прогнозу Reuters, в IV квартале ЦБ начнет ужесточение политики: к концу года годовая инфляция замедлится до 8,4%, ставка рефинансирования [ставка рефинансирования] повысится на 0,25 процентного пункта до 8,5%; на 0,25 п. п. повысятся также ставки однодневного репо (до 5,75%) и депозитов овернайт (до 4%).

С повышением ставок ЦБ подождет до выборов, считает Максим Орешкин из Credit Agricole.

Замедление общего индекса потребительских цен оставляет ЦБ возможность повременить с ужесточением политики, продолжает Орешкин, а оно неизбежно: с замедлением общей инфляции ее разрыв с растущей базовой инфляцией будет все меньше. В течение 2012 г. ставка может повыситься на 0,75 п. п., ожидает Орешкин.

ЦБ может оказаться перед выбором: с одной стороны — риски инфляции, с другой — рост экономики. Пока темпы ее роста скромны (3,9% за полгода), а кредитование повышает спрос, и экономика может начать расти быстрее.

В I квартале рост потребления домохозяйств обеспечил экономике 3,1 п. п. роста. «Большая часть кредитов способствует росту импорта, а не спросу на отечественные товары», — считает Петроневич. К тому же быстрый рост импорта ведет к сокращению профицита сальдо счета текущих операций, замечает он, так что ЦБ может начать повышать ставки не столько для сдерживания темпов роста кредитования, сколько для привлечения капитала с целью поддержать устойчивость платежного баланса.

Слабость экономики дает основание для снижения ставок, а не для повышения, возражает Наталия Орлова из Альфа-банка. Если продовольствие продолжит дешеветь, то уже к концу сентября инфляция снизится до 7—7,3%, что заметно ниже текущей ставки ЦБ в 8,25%, говорит она: «Не думаю, что при снижении инфляции есть аргументы для повышения ставки». К тому же основную часть роста кредитования обеспечивает рынок краткосрочных кредитов, считает Орлова, ставки там и так высоки (в среднем 22,6% — до года и 17% — более года, по данным за май), а к ставке ЦБ этот рынок не особо чувствителен.