У «Транснефти» найдутся средства, чтобы досрочно погасить 10-миллиардный кредит, взятый у китайского банка. По неофициальным данным, госкомпания готова пойти на это, если переговоры с Пекином о погашении задолженности за поставленную нефть зайдут в тупик, а разбиратель­ства продолжатся в британском суде.

«Транснефть» заявила, что сможет погасить полученный кредит на 10 млрд долл., если переговоры с представителями Банка развития Китая продолжатся в суде, сообщило вчера РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к переговорам, состоявшимся накануне в Москве. «На переговорах было отмечено, что подписанный договор о поставках российской нефти в Китай до сих пор не соблюдается китайскими партнерами в одностороннем порядке. Оплата нефти идет не в полном объеме. Говорилось, что в случае перевода спора в Лондонский суд «Транснефть» готова досрочно погасить кредит, выданный Китаем сроком на двадцать лет», — сказал собеседник. В «Транснефти» факт встречи подтвердили. Детали переговоров вице-президент Михаил Барков комментировать не стал, однако добавил, что «возможностями погасить долг компания располагает».

В феврале 2009 года «Роснефть» и «Транс­нефть» подписали договор с китай­ским банком о получении кредита на общую сумму 25 млрд долл. Взамен «Роснефть» должна поставлять в КНР в течение 20 лет по 15 млн т нефти ежегодно по ответвлению от ВСТО. Российскую часть трубы построила «Транснефть». Поставки нефти начались в этом году, но китайскую сторону не устроил действующий сетевой тариф. Она начала недоплачивать российским компаниям: 13 долл. с каждой тонны нефти (по оценке «Траснефти»).

Кроме того, возникли взаимные обязательства «Транснефти» и «Роснефти». Согласно контракту, трубопроводная монополия должна покупать сырье у нефтяной (в объеме пропорционально полученному кредиту) и затем продавать в Китай по той же цене. В мае Пекин частично погасил задолженность, однако до конца проблему решить так и не удалось: недоплата составляла 3 долл. за тонну. В начале июля глава «Транснефти» Николай Токарев говорил, что если все варианты досудебного урегулирования споров будут исчерпаны, то компания будет вынуждена обратиться в британский суд.

Вряд ли «Транснефь» будет жертвовать многомиллиардным долгосрочным договором на поставку нефти ради сотни миллионов долларов, поэтому пока это выглядит лишь как угроза в условиях отсутствия четких договоренностей, полагает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Это невыгодно и с политической точки зрения. С Китаем необходимо выстраивать долгосрочные отношения. Ведь до сих пор нет договоренностей о поставках газа в страну, а российские компании заинтересованы присутствовать на этом растущем рынке», — говорит он. По его мнению, единственный возможный источник средств для «Транснефти» на погашение китайского кредита — займы в российских банках.

По данным финансовой отчетности «Транснефти» по МСФО, за первый квартал 2011 года долгосрочные обязательства компании составили 696,23 млрд руб., краткосрочные — 138,9 млрд руб., чистая прибыль — 85,5 млрд руб., выручка — 149,2 млрд руб.