На рынке и в прессе сейчас активно обсуждают вопрос снижения темпов прироста вкладов в банковской системе. Глава Агентства страхования вкладов Александр Турбанов недавно сообщил о снижении прогнозов агентства по приросту вкладов на 2011 г. Действительно, в последнее время настроения россиян были скорее потребительские, чем сберегательные, но, мне кажется, что прирост вкладов не за горами.
Почему? Давайте посмотрим на последние статистические данные.
Ситуация в экономике России продолжает улучшаться. Снижается безработица — в июне она составляла 6,1% по сравнению с 7,8% на начало года, повышается товарооборот непродовольственных товаров — в июне он увеличился на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Россияне чутко реагируют на изменение макроэкономической атмосферы и все более оптимистично смотрят в свое экономическое будущее — растет индекс благоприятности условий для формирования сбережений. По данным Росстата, в июне он поднялся на 4 процентных пункта. Эта тенденция подтверждается ростом доли доходов населения, направляемых во вклады и ценные бумаги: по итогам июня она составила 7,3%, против 1,7% в мае. Конечно, рано говорить об этом как об устойчивой тенденции, но прогнозные данные позволяют предположить, что тренд продолжится.
Особую роль в грядущем увеличении темпов роста вкладов я бы отвел трендам снижающейся инфляции и повышения ставок по депозитам с начала июля. Нужно признать, что сегодня среднегодовой уровень роста цен высок и вклады его не окупают — прирост индекса потребительских цен составил 9,1% на 25 июля против средней ставки в 7,88% десяти крупнейших банков по вкладам. Но уже сейчас видно, что и эти тенденции начинают понемногу меняться.
Так, например, летом замедлилась инфляция [инфляция] . В первом полугодии высокий уровень роста цен поддерживался инфляционным импульсом, связанным с засухой прошлого лета. Но сейчас цены остановились. Последние две недели индекс застыл на нуле, а с мая снижение ИПЦ составило 0,5 процентного пункта — с 9,6% до 9,1%. Министерство экономического развития прогнозирует, что по итогам года инфляция не выйдет за рамки 6,5—7,5% — я думаю, это вполне реально, если, конечно, снова не произойдет какой-то форс-мажор. А при таком уровне роста цен, даже если ставки по депозитам останутся на месте, можно уберечь деньги от обесценения, открыв вклад [вклад] на среднерыночных условиях.
Ставки по вкладам, кстати, тоже растут, правда, пока едва заметными темпами. В июле они выросли на 0,03 процентного пункта, однако, я думаю, их рост ускорится. Депозиты частных лиц — это один из важных источников фондирования, который будет оставаться привлекательным для банков. Мне кажется, увеличивающийся спрос на вклады подстегнет банки повышать ставки, чтобы завоевать клиентов.
Конечно, инфляция — это усредненный показатель. Реальная инфляция будет разной для меня, для вас, для вашего родственника или коллеги. Для отдельной семьи, с присущим именно ей набором потребительских предпочтений, уровень инфляции зачастую выше, чем средние показатели. Но я бы обратил внимание на то, что и ставки по вкладам на рынке зачастую существенно превышают рассчитанное по десяти крупнейшим банкам значение в 7,88%. Некоторые частные розничные банки предлагают до 10% годовых и даже больше — именно в этой нише я вижу потенциал роста объема банковских вкладов. Люди верят в государственную систему страхования вкладов, разбивают свои средства на порции по 700 000 рублей и распределяют по банкам с наибольшими ставками.
Важно сказать, что сберегательные тенденции неоднородны. Они могут существенно меняться в зависимости от аудитории. Так, например, согласно всероссийскому опросу ФОМ, в мае 28% респондентов имели сбережения; В то же время исследование, проведенное нашим банком и «Ромиром», показало, что 82% опрошенных из крупных городов России делают сбережения, причем, 68% из них предпочитают именно вклады.
Очевидно, что тренды начали меняться. Хотя корректировать прогноз прироста вкладов по итогам года пока рано, в денежном выражении он будет увеличиваться.