Вчера в Мещанском суде Москвы прошло первое заседание по иску ВЭБа к Абрамовичу: банк хочет вернуть 40,5 млн евро, сообщил портал pravo.ru. Эта сумма складывается из просроченного долга — 29,3 млн евро, процентов — 8,4 млн, неустойки — 1,18 млн и задолженности по гарантиям — 1,6 млн, указано там же. Кто представлял интересы ответчика в суде, представитель ВЭБа не сказал. Найти Абрамовича не удалось. Не смог прояснить ситуацию и знакомый бизнесмена, бывший гендиректор Malev Петр Леонов, отметив, что уже давно не общался с ним.

Очередное заседание суда назначено на 28 августа. То, что иск подан только сейчас, источник в ВЭБе объяснил «долгим юридическим оформлением».

Абрамович исчез с авиарынка после коллапса в августе 2008 г., когда аэропорты отказались обслуживать его шесть компаний — «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара» и проч. из-за многомиллионных долгов. Тогда же у венгерской Airbridge Zrt, которая на 49,5% принадлежала Абрамовичу, возникли проблемы с выплатой ВЭБу кредита, взятого на покупку 99,95% акций национального перевозчика Венгрии Malev. Этот пакет Airbridge приобрела на приватизационном конкурсе в апреле 2007 г. Между ВЭБом и Airbridge было соглашение на кредит в 70 млн евро и гарантии на 62 млн евро, а Абрамович выступил поручителем. Как только Airbridge перестала платить, погашать долг должен был сам Абрамович. Но он так и не откликнулся. В 2009 г. ВЭБ при содействии первого вице-премьера Виктора Зубкова получил в счет части долга 49,5% акций Airbridge. Видимо, этих бумаг не хватило, чтобы покрыть долг, вот банк и пошел судиться с поручителем, рассуждает партнер «Юста» Артур Рохлин. Шансы ВЭБа на победу он оценивает высоко.

В марте 2010 г. доля Airbridge в Malev сократилась с 99,95 до 5%: Венгрия приобрела допэмиссию перевозчика на 25,2 млрд форинтов ($127 млн по курсу на момент сделки); часть акций была оплачена деньгами, часть — зачетом долга Malev перед бюджетом. Но ВЭБ еще не скоро выйдет из истории с Malev. Компания должна банку 100 млн евро, говорил прошлой весной председатель банка Владимир Дмитриев. Перевозчик должен вернуть долг разовым платежом через пять лет. А пока банк может выдвигать двух представителей в совет директоров Malev (всего их семь), одного — в наблюдательный совет, назначать заместителя гендиректора и согласовывать продажу активов дороже $252 000. Malev остается убыточной компанией: перед приватизацией ее убыток (за 2006 г.) был $55,3 млн, за прошлый год он увеличился вдвое до $116,4 млн. Нет и роста пассажиропотока: в 2006 г. компания перевезла 3,1 млн человек, в 2010 г. — 2,9 млн.