Белоруссию во второй половине года ожидает сокращение внутреннего спроса, снижение темпов роста ВВП, уменьшение государственных расходов и прекращение эмиссионного кредитования на фоне кризиса, который стал самым тяжелым испытанием для экономики страны за последние десять лет.

Об этом говорили во вторник белорусские министры на заседании правительства, посвященном экономическим итогам первого полугодия.

Следствием кризиса уже стала девальвация белорусского рубля на 36 процентов и инфляция [инфляция] в 36,2 процента за первые шесть месяцев года.

Хотя в первом полугодии экономический рост в стране составил более 11 процентов, правительство говорит, что это произошло в основном за счет увеличения внутреннего спроса, вызванного девальвационными ожиданиями, и прогнозирует замедление темпов роста во второй половине года по меньшей мере до 6—7 процентов.

«В первом полугодии рост экономики обусловлен ростом внутреннего спроса, который обусловлен излишне мягкой денежной политикой… Рост товарооборота был обусловлен высокими девальвационными и инфляционными ожиданиями. Проведение девальвации и рост потребительских цен привели к сокращению потребления уже в июне. Во втором полугодии внутренний товарооборот будет падать», — сказал вице-премьер Румас.

Девальвировав рубль, белорусский Нацбанк одновременно ввел жесткие ограничения на колебания курса, которые привели к появлению черного рынка и жесткому дефициту валюты в стране.

«На данный момент мы имеем три курса рубля. Официальный, на уровне 5.000 рублей за $1. Теневой наличный — 6.200 рублей и теневой безналичный — 6.800 рублей», — сказал вице-премьер, добавив, что множественность курсов подогревает инфляцию.

Весной правительство пересмотрело официальный прогноз инфляции, увеличив его до 39 с первоначальных 9 процентов. Однако, белорусские чиновники уже признают, что по итогам года инфляция будет еще выше, не называя конкретных цифр из-за неопределенности с курсом.

«Накопленный инфляционный потенциал полностью не реализован. Дальнейшее выравнивание цен — объективный процесс», — сказал Румас.

Правительство называет причиной экономических проблем излишне мягкую денежную и бюджетную политику, следствием которой был опережающий рост потребления над ростом производства, наращивание внешнего долга и увеличение отрицательного сальдо внешней торговли.

«За последние десять лет ВВП удвоился, при этом внутренний спрос вырос в три раза. Рост внутреннего потребления поддерживался государством… При росте ВВП в среднем на 7 процентов в год мы имели рост инвестиций на 15 процентов, при этом качественная отдача от этих инвестиций не столь очевидна», — сказал министр экономики Николай Снопков.

«Вторая половина 2011 и 2012 год должны стать периодом обеспечения сбалансированного развития», — добавил он.

Оставив в госсобственности большинство предприятий, Белоруссия сохранила основные черты советской плановой экономики с государственным перераспределением прибыли и поддержкой убыточных компаний за счет бюджета.

По данным правительства, общие убытки госсектора в первой половине 2011 года выросли втрое по сравнению с 2010 годом и составили 2,4 триллиона рублей ($480 миллионов).

Правительство обещает сократить финансирование экономики и избавляться от убыточных госпредприятий.

«Из года в год количество убыточных предприятий в госсекторе остается неизменным и составляет около 30 процентов, но к мерам, предусмотренным в законе о банкротстве, никто не прибегает», — сказал Румас.

В июне Белоруссия получила $800 миллионов в качестве первого транша $3-миллиардного кредита из контролируемого Россией антикризисного фонда ЕврАзЭС.

По оценке правительства, до конца года соотношение внешнего долга к ВВП может вырасти до 73 процентов с 60 процентов. Пик выплат по текущему госдолгу придется на 2013—2014 годы, когда они составят более $3 миллиардов ежегодно. В нынешнем году выплаты по внешнему долгу составят $646 миллионов.